Проверить кулер ноутбука на работоспособность можно с помощью программы SpeedFan или подключения к другому компьютеру. Обнаруженные проблемы в работе вентилятора необходимо устранить как можно скорее, чтобы избежать перегрева компонентов.

Программная проверка

Убедиться, что вентилятор работает, можно и без использования специального софта. Достаточно поднести руку к отверстию системы охлаждения на корпусе, нагрузив перед этим систему. Попробуйте, например, запустить ресурсоемкую игру – шум от работы кулера подскажет, что ноутбук пытается охладить компоненты.

Если вентилятор не справляется с нагрузкой, и компонент перегревается, то ноутбук может зависнуть или самостоятельно выключиться. Так срабатывает система предотвращения перегрева, но если ей пришлось вступить в дело, значит, дело с кулером совсем плохо, и надо его срочно чистить или менять. Но так можно определить только сам факт работы вентилятора. Хорошо ли он функционирует, можно узнать через программу SpeedFan.

Менять язык необязательно: SpeedFan с помощью значков наглядно продемонстрирует, какие компоненты греются в пределах нормы, а какие имеют слишком высокую температуру. Например, в приведенном примере кулер не справляется с охлаждением процессора, поэтому рядом с CPU значок пожара.

Попробуйте исправить это с помощью программы SpeedFan, увеличив скорость вращения вентилятора ноутбука. Найдите в нижней части главного окна утилиты кулер, который отвечает за охлаждение CPU. Если он работает не на 100%, увеличьте его мощность, чтобы проверить, спадет ли температура процессора. Если даже на максимальных оборотах вентилятор не может обеспечить нормальное охлаждение компонента ноутбука, то необходимо определить, в чем причина перегрева ноутбука.

Аппаратная проверка

Если трудно понять, работает ли вентилятор, придется разбирать ноутбук и проверять его работоспособность. Перед извлечением кулера изучите инструкцию по разборке своей модели лэптопа. Если ноутбук еще на гарантии, то разбирать его не следует. Идите с проблемой перегрева в сервисный центр, чтобы не потерять гарантию из-за механического вмешательства.

Если вы всё-таки собираетесь разбирать ноутбук самостоятельно, то помните, что необязательно вытаскивать кулер из корпуса, достаточно освободить провода, чтобы можно было протестировать вентилятор на другом устройстве. Для проверки понадобится USB-кабель, у которого с одной стороны оставлен штекер, а с другой – два провода, красный (+) и черный (-). Необходимо соединить провода USB кабеля с проводами кулера – черный с черным, красный с красным. Затем USB вставляется в другой компьютер.

Если вентилятор ноутбука вращается, то причину повышения температуры необходимо искать в другом месте. Попробуйте заменить термопасту на процессоре, еще раз хорошо прочистить систему охлаждения.

Чистка или замена кулера

Если вы добрались до кулера ноутбука, то можете попробовать почистить его от пыли или заменить самостоятельно. Радиаторы с вентиляторами следует искать в наиболее горячих точках – возле видеокарты, процессора, жесткого диска. Сам кулер будет закреплен винтами.

Почистить вентилятор можно с помощью обычной салфетки или специальной щетки. Затем необходимо снять радиаторы и тоже удалить из них скопившуюся пыль. В принципе, на этом чистка кулера завершена, остается только установить систему охлаждения на место, ничего не перепутав. Если у вас нет опыта проведения таких операций, то лучше сразу довериться профессионалам и обратиться в сервисный центр.

Такую чистку рекомендуется проводить регулярно, даже если вы не замечаете проблем с перегревом оборудования. Пристальное внимание на состояние системы охлаждения следует обращать также в том случае, если в доме есть животные или недавно проводился ремонт с «пыльными» работами – например, затиранием оштукатуренных стен. Если после чистки кулера компоненты ноутбука всё равно не охлаждаются должным образом, замените вентилятор на более мощный или подумайте о приобретении охлаждающей подставки.

Эти способы можно использовать как для ноутбуков, так и для стационарных компьютеров. Мы расскажем про две утилиты, при помощи которых можно отрегулировать скорость вращения, а также перечислим перечень основных проблем, возникающих при этом.

Регулировка вентилятора процессора

Воспользуемся программой Speedfan. Она соберёт данные обо всех обнаруженных вентиляторах в ПК и выдаст их перечень. Нам нужно обратить внимание на два блока:

  • скорость вращения;
  • доступные регуляторы кулеров.

Первый блок указывает число скорость работы, второй - возможности по регулировке. Программа способна сама определить, какой кулер где находится, поэтому некоторые (CPU – процессор, и GPU – видеокарта) уже подписаны.

Но это в оптимальном варианте. Бывает, что вентиляторы не определяются программой в списке будут выданы как неизвестные. В этом случае придётся воспользоваться методом тыка. Нужно менять значения каждого Pwm до того момента, как не почувствуете, что шум изменился.

Если какие-либо кулеры не определяются, это не значит что их нет, или они не функционируют. Чаще всего такой кулер не подлежит программной регулировке скорости. Подробнее от этом ниже. При настройке учитывайте: то процентное значение, которое вы определяете для кулера останется постоянным независимо от нагрузки.

Если вы желаете, чтобы эти установки начинали действовать непосредственно после запуска системы, нужно поставить галочки в соответствующую графу в блоке Configure → Options:

Настройка вентиляторов видеокарты (MSI Afterburner)

Эта программа предназначена исключительно для настройки вентиляторов видеокарты. Поэтому ползунок, регулирующий количество оборотов только один. Изначально он включен, поэтому для начала его требуется отключить.

После того, как нужный параметр выставлен, нажать «Apply». Справа есть монитор, который на графике отображает всю информацию. Здесь можно увидеть все изменения в температуре видеокарты, скорости и оборотах. При желании выбранные параметры тоже можно автоматически включать при начале работы системы. Для этого надо выставить галочку в Apply overclocking at system startup.

Вышеперечисленное - только основные возможности программы. Также в ней имеется опция, позволяющая указать, при каких параметрах должен работать вентилятор видеокарты. Для этого требуется перейти в Settings → Кулер и включить авторежим.

Появится график. Вертикальная ось показывает скорость работы в процентах, а горизонтальная - температуру. Левой кнопкой мыши в любом месте графика можно создать точку, таким образом выставив требуемые параметры. Если эти установки стали неактуальны, они отключаются кнопкой «User Define».

Что делать, если это не работает? Причины и способы устранения

Если речь идёт о настольном компьютере, то наиболее частая неполадка получается настроить охлаждение процессора.

Кулеры могут подключаться различными коннекторами: 3-Pin и 4-Pin (PWM). При помощи утилит могут регулироваться только четырехпиновые вентиляторы. С трехпиновым это не сработает. Поэтому учитывайте это при покупке кулеров для процессора.

Если такая проблема возникла на ноутбуке, то тут есть два варианта.

Блокировка возможности регулировки процессора идёт от изготовителя. Тут решения нет.

Если ноутбук не игровой, то кулер для процессора и видеокарты один, так же как и в случае со встроенной в процессор графикой. Для таких ноутбуков бесполезно пытаться применить программные способы регулировки.

Заключение

Для стационарного компьютера все решаемо. Когда программная регулировка не помогает, всегда возможна замена кулера https://itgroup1.ru . Если рассматривать ноутбуки, то игровые лучше всего поддаются настройке, офисные средней стоимости - 50/50, а вот со встроенной графикой - гораздо реже.

Двигатель внутреннего сгорания, устанавливаемый на машине, работает в сложных высокотемпературных условиях. Повышение температуры вызвано размещением камер сгорания в цилиндрах блока и распространением выделяемого тепла по всем деталям двигателя, а также от трения поршней цилиндрах и различных подшипников (качения и скольжения) при выполнении возвратно-поступательного движения и вращения деталей.

Почему не работает вентилятор радиатора.

Неконтролируемое повышение температуры приводит к разрушению трущихся деталей и полному заклиниванию двигателя. Чтобы избежать подобных неприятностей, в двигателе существует система охлаждения, назначение которой вытекает из её названия.

На двигателях внутреннего сгорания могут применяться такие виды охлаждения: воздушные (открытого типа); жидкостные (закрытого типа); комбинированные (воздушно-жидкостные). Назначение и работа вентиляторов всех видов охлаждения примерно одинаковы. Различаются они приводом вращения и управлением работы. По привадам вращения различают: механические, электрические, электромагнитные и гидравлические приводы вращения вентилятора.

К механическим приводам вращения вентилятора относятся клиноременные и получающие вращение от зубчатого . К недостаткам данных приводов можно отнести: постоянную их работу (при запущенном двигателе), а соответственно, отбор мощности и перерасход топлива; малую эффективность регулировки температурных режимов из-за невозможности регулировать частоту вращения вентилятора или обеспечивать его отключение; большую нагрузку на насос охлаждающей жидкости, приводящую к быстрому выходу его из строя.

Гидравлический, электрический и электромагнитный приводы лишены недостатков, перечисленных выше. Эти приводы управляются автоматически, поддерживают заданный температурный режим двигателя, снижаются динамические нагрузки на лопасти, снижается шум при движении автомашины. К недостатком этих приводов относятся: сложность конструкции, высокая стоимость агрегатов и ремонта в целом.

Отказов в работе вентиляторов с механическим приводом может быть много. Остановимся на более характерных:

- ослабло натяжение ремня (ремней) привода вентилятора из-за некачественной регулировки или вытяжки ремня;

Пробуксовка ремня из-за попадания на него смазочных материалов;

Ослабление ремня (ремней) из-за ослабления гаек крепления генератора или натяжного ролика;

Заклинивание подшипника вала насоса охлаждающей жидкости (разрушение подшипника из-за отсутствия смазки, увеличенная статическая нагрузка на подшипник из-за перенатяжения ремня привода вентилятора…);

Расслоение ремня привода;

Обрыв ремня привода.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ! Если не вступает в работу вентилятор с электрическим приводом, то при диагностике, в первую очередь, нужно исключить механические повреждения вентилятора и разрушение подшипника вала вентилятора.

При проверке электрической части привода вентилятора необходимо убедиться в целостности предохранителей вентиляторов, проверить целостность и соответствующую длину щёток электродвигателя, а также убедиться в целостности электропроводки; проверить исправность коллектора и обмоток двигателя. Неисправность может возникнуть, из-за нарушения в работе датчика температуры, реле или ослабления контактов в разъёмах, а также . Ещё одной из причин невключения в работу вентилятора может быть отказ термостата. Причины невступления в работу вентиляторов с гидравлическим приводом могут быть такие же, как и с механическим приводом, плюс отказ в работе гидромуфты.

Как проверить вентилятор радиатора самостоятельно.

Проверка вентилятора охлаждения радиатора с механическим приводом больших сложностей не представляет. В процессе эксплуатации автомобиля необходимо следить за указателем температуры охлаждающей жидкости, не допуская её перегрева (тем более кипения). Для того чтобы убедиться в надёжной работе вентилятора, необходимо произвести визуальный осмотр и убедиться в целостности ремней (отсутствие обрыва, расслоения), отсутствии замасливания ремней.

Проверить натяжение ремней привода вентилятора, и если оно ослабло, убедиться в надёжности крепления генератора (натяжного ролика), отсутствии вытяжки ремней. Проверить отсутствие заеданий при вращении вентилятора (проверять при снятых ремнях), его заклинивание, отсутствие люфта в подшипниках насоса охлаждающей жидкости.

Проверка работоспособности вентилятора с электрическим приводом требует элементарных навыков работы с электричеством. Проверку необходимо начинать с анализа показаний указателя температуры охлаждающей жидкости. Если обнаружено повышение температуры, необходимо установить его причину. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ! Перед диагностикой вентиляторов с электрическим приводом необходимо отключить минусовую клемму аккумулятора.

Убедившись, что имеются нарушения в работе вентилятора, приступить к поиску неисправности. В первую очередь, проверить работу механической части, то есть отсутствие видимых повреждений, убедиться, что вентилятор вращается свободно, без заеданий, а также проверить работоспособность термостата. После этого приступить к проверке электрической части. В первую очередь, необходимо проверить целостность предохранителей. Если предохранитель (предохранители) перегоревший, ищем, где произошло короткое замыкание. Если все предохранители целы, проверяем работоспособность электродвигателя вентилятора (вентиляторов).

Работу электродвигателя можно проверить аварийным включением вентилятора, для этого необходимо отсоединить клеммы от термодатчика и запустить двигатель – вентилятор должен работать. Более надёжную проверку электродвигателя можно произвести, подсоединив аккумуляторную батарею к двигателю напрямую. Если электродвигатель не работает, проверить исправность электрощёток, целостность обмотки, исправность коллектора. Если электродвигатель работает, проверить исправность реле включения вентилятора.

Для этого необходимо снять блок с реле включения вентиляторов. Активировав аварийное включение вентиляторов, поочерёдно вытаскиваем реле из гнезда, по выключению вентиляторов определяем их работоспособность. Проверяем исправность минусовых и плюсовых проводов, их целостность, отсутствие оплавления изоляции, оголение проводов, надёжность контактов в разъёмах.

Проверить наличие минуса, поступающего от ЭБУ на реле включения вентиляторов. При выявлении неисправных деталей производится их замена, а также дальнейшая проверка исправности электропроводки, для того чтобы исключить повторный выход из строя вентиляторов.

Что нужно для проверки вентилятора радиатора.

Для проверки вентилятора радиатора с механическим приводом специального оборудования не требуется. Целостность и исправность привода вентилятора, а также его самого, определяется внимательным осмотром с использованием инструмента, которым укомплектована машина. Для выполнения ремонта необходимы соответствующие запасные части.

Для проверки вентилятора с электрическим приводом, кроме автомобильного инструмента, необходимо иметь индикатор (для проверки исправности электропроводки), тестер (для проверки исправности электропроводки, а также замера напряжения и сопротивления деталей). Данная работа высокой квалификации не требует, но требует достаточно много времени для обнаружения неисправности (чем меньше опыт, тем больше времени требуется), а также неукоснительного соблюдения мер безопасности.

Перегрев ноутбука - частая причина обращения в сервисный центр. В лучшем случае ноутбук заметно «тормозит». В худшем - высокая температура приводит к поломке. Причины разные: неправильная эксплуатация, забитые пылью вентиляционные отверстия, износ термо-интерфейса и даже изначально неудачная конструкция. Попробуем разобраться, что вызывает причины перегрева, и как с ними бороться.

Из чего состоит

Система охлаждения ноутбука состоит из вентилятора (или вентиляторов), радиаторов и вентиляционных отверстий на корпусе. Типовая конструкция - медный радиатор змейкой проходит через процессор и чипы видеокарты, ведет к вентилятору, который выдувает горячий воздух через отверстие в корпусе ноутбука. В местах контакта радиатора с чип, между ними находится слой термо-интерфейса: терморезинка или термопаста.

Как определить температуру

Современные ноутбуки умеют диагностировать себя самостоятельно. Почувствовав, что температура «переваливает» за нормальную, ноутбук снижает производительность. Про такое говорят, что «компьютер стал тормозить». В более сложных ситуациях, ноутбук аварийно отключается и при следующей загрузке выводит предупреждение о проблеме. Но только на интеллект ноутбука уповать не стоит. Самостоятельно определить высокую температуру можно «на глаз». Если вы чувствуете, что ноутбук греется заметно сильнее, чем при покупке, то нужно принимать меры. Кому ближе научный подход - рекомендуем установить программу-термометр. Например, HWMonitor. Обратите внимание, что замеры нужно делать в «нагруженном» состоянии - при просмотре фильма, при работе с 3D-графикой или во время игры.

HWMonitor показывает температуру чипсета (THRM), ядер процессора (Core #0 и Core #1), чипа видеокарты (GPU Core) и жесткого диска (HDD). Максимальные температуры оборудования зависят от модели, но есть ориентировочные цифры:

  • процессор - 75-85°;
  • видеокарта - 70-90°;
  • винчестер - 50-60°;
  • чипсет - до 90°.

Если температура превышает верхний предел, имеет смысл обратиться за помощью специалиста.

Причины перегрева и необходимые меры

Неудачная конструкция системы охлаждения

Увы, бывает, что перегрев связан с конструктивными особенностями ноутбука. Обычно такой ноутбук сильно греется с первого дня работы, либо после недолгой эксплуатации, т.к. более восприимчив к причинам, о которых пойдет речь ниже.

Отчаиваться не нужно. Соорудите на своем столе несложную конструкцию, как на фото. Просто немного приподнимите задний торец. Это улучшит циркуляцию воздуха, и температура может снизиться на 5-10 градусов. Способ можно применять где угодно - подойдет обычная книжка.

Большего эффекта можно добиться с помощью специальной охлаждающей подставки. Подставка представляет собой конструкцию с вентиляторами. С ними можно добиться снижения температуры на 5-15 градусов. Из недостатков - большие габариты и необходимость во внешнем питании от розетки или USB.

«Народные умельцы» предлагают и более оригинальные решения.

Неправильная эксплуатация

Ноутбуком можно пользоваться только на твердых поверхностях - на столе или на подставке. В крайнем случае - на коленях (хотя долго в такой позе просидеть сложно). Все дело в вентиляционных отверстиях. Когда ноутбук стоит на столе на небольших «ножках», под его корпус поступает воздух. При установке ноутбука на мягкую поверхность (в кровать, на диван, на толстую скатерть) вентиляционные отверстия оказываются закрыты. Горячий воздух не отводится, холодный не поступает, и температура внутри корпуса растет.

Рекомендация очень простая: перестать эксплуатировать ноутбук неправильно. Работать за столом. А если вы не представляете себе жизни без ноутбука в постели, используйте прикроватные столики и подставки. Последние, например, можно купить в Икее.

Отверстия и вентилятор забились пылью

Это происходит практически со всеми ноутбуками. Пыль скапливается внутри корпуса, забивает вентиляционные отверстия и ухудшает работу вентиляторов. Рекомендуется проводить плановую чистку после окончания гарантийного срока и каждый следующий год. Чистку можно проводить только изнутри. Никакой пылесос, специальный «компьютерный» или мощный домашний, не смогут вытянуть всю пыль через забитые отверстия.



А еще разборка-сборка требуют определенных знаний. Хотя бы теоретических. Будет печально наблюдать, как треснула материнская плата из-за того, что винты были завинчены не в той последовательности.

Замена термо-интерфейса

Как мы уже говорили в самом начале, в местах контакта радиатора с чипами между ними находится прослойка терморезины или термопасты. При замене термо-интерфейса важны не только знания, но и навык. Слишком толстый, тонкий или неравномерный слой может привести к тому, что ноутбук будет греться еще больше, чем раньше. Как правило, замену термо-интерфейса совмещают с чисткой от пыли.

Выход системы вентиляции из строя

Система вентиляции ноутбука состоит из двух частей:

  • Система теплоотвода - совокупность термотрубок и радиаторных решеток. Предназначена для передачи тепла от кристаллов процессоров к радиаторам, где это тепло рассеивается потоком воздуха.
  • Самого вентилятора. На некоторых моделях ноутбуках может отсутствовать.

Чаще всего из строя выходит сам вентилятор, обычно из-за перегрева заклинивает подшипник или разбалтывается со временем и начинает «трещать». В «умных» ноутбуках, при неисправном вентиляторе, при старте БИОС выдает сообщение об ошибке системы охлаждения. Для диагностики такой неисправности в более бюджетных ноутбуках достаточно поднести руку к выходной решетке радиатора при значительной нагрузке, отсутствие потока воздуха и шума вентилятора свидетельствует о неисправности вентилятора.

Вторая распространенная неисправность системы охлаждения - неисправность термотрубок. Термотрубки перестают проводить тепло от процессора к радиаторной решетке. При этом вентилятор будет работать на полных оборотах, из ноутбука будет выводиться холодный поток воздуха, но процессор будет перегреваться. Данная неисправность опасна для ноутбука выходом из строя процессора или материнской платы.


Но фото видно, что термотрубка оторвана от медной пластинки, теплоотвода от процессора нет

С такими неисправностями можно бороться только одним способом - заменой.

Итак, если ваш ноутбук стал слишком сильно греться, убедитесь, что вы правильно его используете. Если проблемы проявляются при работе на твердых поверхностях - несите в сервис. Пока это всего лишь повышение температуры. Но если ничего не делать, это может привезти к серьезным физическим поломкам оборудования. Лучше профилактика.

Не сильно приятная, но, наверное, знакомая каждому опытному автомобилисту ситуация: машина «закипает», стрелка индикатора температуры двигателя, безо всяких видимых причин, ползет вверх. Что делать? Самое первое – немедленно остановить автомобиль и заглушить двигатель, так как его перегрев может привести к заклиниванию, со всеми вытекающими «прелестями» капитального ремонта. Ну а теперь, самое время вспомнить, как провести диагностику системы охлаждения, в частности, как проверить вентилятор радиатора. Нужно проверить на ощупь низ радиатора: если он холодный – неисправность в термостате, если такой же горячий, как и верх – все понятно, скорее всего - не работает вентилятор.

Следует идти от простого к сложному, начав с самых банальных причин. Например, целостность предохранителя. Не помогла замена – проверить работоспособность электродвигателя, подключив вентилятор напрямую к аккумулятору. В случае выхода из строя – только замена. Проверить термодатчик, сняв с него клеммы, и закоротив их. Если вентилятор в таком положении заработает – необходима замена датчика. Если и это не помогает – следует искать разрыв в цепи питания, проверив реле вентилятора, и электропроводку. Иногда, проще проложить новый провод, нежели найти обрыв на старом.

Любой водитель всегда должен помнить, что решая вопросы, как отремонтировать, промыть радиатор, как проверить его герметичность, как подключить радиатор, и многие другие, связанные с системой охлаждения двигателя, надо всемерно соблюдать правила техники безопасности. Это связано с повышенными температурой и давлением охлаждающей жидкости в системе, и с токсичностью жидкости. Кроме того, надо следить за сохранностью элементов системы, в особенности – за целостностью трубок теплообменника радиатора. Ну а если владелец машины решает проблему, как заменить радиатор печки, то в этом случае, зачастую, придется снимать интерьерные детали салона. То есть, надо, кроме техники безопасности, соблюдать осторожность в работе еще и для того, чтобы не нарушить внутреннее оформление автомобиля. Меняя радиатор печки, следует тщательным образом обеспечивать герметичность соединений каналов прохождения охлаждающей жидкости. Подтекание тосола в салоне откуда-то из под обшивки – не самое приятное зрелище.

Радиатор автомобиля – продуманное конструкторское решение, учитывающее множество эксплуатационных факторов. Поэтому, если перед автолюбителем могут возникнуть проблемы по мелкому ремонту системы охлаждения, ее промывке, заделке мелких пробоин, то вопрос - как разобрать радиатор, не должен ни ставиться, ни формулироваться. Невозможно в домашних условиях «разобрать и собрать» радиатор, добившись его полной работоспособности. Если такой вопрос возник – скорее всего, пришла пора менять радиатор на новый. Это будет надежней, а с учетом возможных поломок двигателя – и значительно дешевле. Выбирая новый радиатор, многие задумываются, какой лучше взять – медный или алюминиевый. Трудно посоветовать в этом вопросе. Исходя из ремонтопригодности – предпочтительней медные сплавы, которые можно паять в домашних условиях. У алюминия вроде-бы теплоотдача повыше, цена пониже. Стоит реально оценить свои финансовые возможности и ремонтные навыки.

Вот у мастеров по системам домашнего микроклимата уже есть дилеммы - как выбрать биметаллические радиаторы отопления, совмещающие прочность стали с высоким коэффициентом теплообмена алюминия. За появлением новых технологий не уследить. Может, и автолюбители когда-нибудь освободятся от альтернативного выбора, и дождутся радиаторов с ремонтопригодностью медных и ценой алюминиевых?