22.05.2012 16920 Тесты и обзоры 0

PENTAX RICOH IMAGING COMPANY представила цифровую зеркальную камеру PENTAX K-30. Новая модель рассчитана на увлеченных фотолюбителей. Высокопроизводительная начинка камеры упакована в компактный, пылезащищенный и легкий корпус для съемок в любых погодных условиях.

В новой модели имеется все необходимое, чтобы помочь начинающим фотографам с легкостью получать качественные 16-ти мегапиксельные изображения, с использованием встроенной системы стабилизации (Shake Reduction). PENTAX K-30 сочетает в себе компактный, легкий корпус и ряд характеристик, которыми могут похвастаться только старшие модели PENTAX. К ним относятся погодоустойчивый, пылезащищенный, морозостойкий корпус, два зубчатых селектора на передней и задней панели и стеклянный пентапризменный видоискатель, покрывающий практически 100% поля кадра. Также камера обладает такими удобными функциями как высокоскоростная серийная съемка шесть кадров в секунду, минимальная скорость срабатывания затвора 1/6000 секунды, видеозапись в формате full-HD. В сочетании с выступающей рукояткой, которая обеспечивает надежный и удобный хват, а также спортивным стилем и функциональной конструкцией, PENTAX K-30 гарантирует надежную и безупречную работу в полевых условиях.

В модели K-30 компания Pentax почему-то решила коренным образом изменить дизайн по сравнению с предыдущими (насколько это вообще возможно для зеркальной камеры). Если K-5 и K-r выглядят достаточно спокойно, то K-30 получил весьма агрессивную внешность — не в последнюю очередь из-за сильно выступающей вперёд встроенной вспышки. Камера доступна в трех отделках: Crystal White (кристально-белый), Crystal Blue (кристально-голубой), с глянцевой отделкой, напоминающей эксклюзивные цветовые решения спортивных автомобилей; и традиционном для зеркальных камер исполнении - Classic Black (классический черный). Органов управления у Pentax K-30 неожиданно много для бюджетной «зеркалки». Камера оснащается двумя управляющими дисками, так что вы можете меня два параметра одновременно.

PENTAX K-30 оснащена новейшим CMOS-сенсором размером 23,7 мм на 15,7 мм. Сенсор, с эффективным разрешением 16.28 мегапикселей, обеспечивает высокоскоростное считывание данных изображения и позволяет получать цифровые снимки с высокой детализацией и богатыми полутоновыми переходами. В дополнение к сенсору с высоким разрешением в PENTAX K-30 установлен новейший графический процессор PRIME M, предоставляющий возможность записывать высококачественные видеоролики в формате full-HD (1920 x 1080 пикселей, 30 кадров в секунду). Кроме того, камера эффективно минимизирует яркостный шум на низких значениях ISO, предлагая широкий диапазон изменения чувствительности (значения ISO от 100 до 25 600).

Благодаря использованию в компактном и легком корпусе 81-ой уплотнительной прокладки PENTAX K-30 создана погодоустойчивой, пылезащищенной и морозостойкой (функциональность камеры подтверждена работой при температурах до -10°C). K-30 можно смело использовать в различных видах активного отдыха (например, кемпинг или альпинизм) и в любую погоду. Корпус камеры создан таким образом, чтобы одновременно быть и ярким, и функциональным. Он оптимально подходит для активных съемок на свежем воздухе: большая рукоятка для надежного и удобного хвата; пентапризма с низкой посадкой для уменьшения высоты камеры; эргономичный корпус с мягкими резиновыми накладками для надежного удержания камеры во время съемки в вертикальном положении. Корпус K-30, в отличие от топовой модели K-5, сделан из поликарбоната. Рукоять под правую руку отделана мягким пластиком «под кожу», за счёт чего камера уверенно лежит даже во влажных руках. Качество материалов и отделки, традиционно для Pentax, очень высокое.

Несмотря на компактный корпус, который меньше и легче большинства камер аналогичного класса, PENTAX K-30 оснащена полноценным видоискателем на основе стеклянной пентапризмы. Видоискатель обеспечивает покрытие примерно 100% поля кадра и обладает максимальным увеличением 0.92 крат (с объективом 50 мм f/1.4 установленным на бесконечность), что облегчает процесс фокусировки и компоновки кадра. Благодаря тому, что видоискатель обеспечивает комфортное визирование объекта, даже в условиях яркого солнечного света и в сумерках, а также не обладает эффектом параллакса и задержкой отображения, PENTAX K-30 обеспечивает удобное визирование при построении композиции и точную оценку резкости при самых разнообразных видах съемки. Например, при фотографировании пейзажей, требующих тщательного и точного кадрирования, или спортивных съемок, где критично время срабатывания затвора. В камере применяются фокусировочные экраны Natural-Bright-Matte III, которые облегчают процесс фокусировки вручную. Для выполнения специфических задач фотограф всегда может заменить стандартный фокусировочный экран одним из дополнительных (приобретаются отдельно) с композиционной или масштабной сеткой.

Разработчики установили в PENTAX K-30 новейший модуль автофокуса SAFOX IXi+, который обеспечивает быструю и сверхточную работу в различных условиях. Производительность камеры улучшена, благодаря использованию новой дифракционной линзы, которая минимизирует хроматические аберрации. Кроме того, в процессе фокусировки модуль учитывает и тип источника света в кадре для лучшего результата при работе в разных условиях освещенности. Для точного наведения на любые типы объектов 9 из 11 датчиков автофокуса сделаны крестообразными, а при съемках в условиях недостаточного освещения на помощь приходит вспомогательная подсветка автофокуса. Помимо этого, в PENTAX K-30 улучшен алгоритм работы автофокуса для всех зон фокусировки. Новая функция расширения выбранной зоны фокусировки позволяет модулю автофокуса продолжать слежение за движущимся объектом, даже если он вышел за пределы предварительно установленной зоны. Это достигается благодаря обработке накопленных данных о дистанции до объекта, собранных с соседних точек фокусировки. Также значительно улучшены точность и скорость обнаружения движущихся объектов во время автофокусировки и производительность автофокусировки при использовании длиннофокусных объективов.

В PENTAX K-30 реализована функция высокоскоростной серийной съемки, которая может оказаться крайне полезной при фотографировании динамичных сцен, например, спортивные мероприятия, концерты или дикая природа. Данная функция позволяет фотографу запечатлеть различные фазы движения объекта в серии - со скоростью шесть кадров в секунду (при выборе формата записи JPEG), а затем выбрать самый интересный кадр.

Благодаря использованию CMOS-сенсора последнего поколения, нового быстрого процессора обработки и улучшенным алгоритмам, PENTAX K-30 позволяет воспроизводить максимально реалистичную картинку в режиме Live View (с частотой развертки около 60 кадров в секунду). В данном режиме реализована функция focus-assist для удобного контроля резкости во время фокусировки вручную, а также вывод на экран одной из трех композиционных сеток, включая сетку на основе «золотого сечения».

PENTAX K-30 обладает фирменным режимом Auto Picture, который самостоятельно подбирает наиболее подходящие параметры съемки для таких сюжетов как Портрет (Portrait), Пейзаж (Landscape), Макро (Macro) и других. Начинающий фотограф может полностью сконцентрироваться на композиции, а о технической стороне позаботится «умная» автоматика камеры. Специально для новичков в камере доступно на выбор 19 стандартных съемочных программ, включая Ночной портрет (Night Scene Portrait), Домашний питомец (Pet) и Силуэт в контровом свете (Backlight Silhouette). Данные режимы автоматически оптимизируют все настройки камеры для получения наилучшего результата.

В PENTAX K-30 установлена фирменная система стабилизации изображения SR (Shake Reduction), которая эффективно снижает влияние сотрясений камеры на качество съемки. Это позволяет получать резкие снимки с минимальной вероятностью смаза в самых разнообразных условиях, например, при использовании длиннофокусных объективов или в условиях недостаточной освещенности. Инновационный механизм стабилизации совместим со всеми когда-либо созданными сменными объективами PENTAX, включая даже те, что были созданы для пленочных камер. Уникальные механизмы способны не только перемещать сенсор по вертикали и горизонтали, но и поворачивать его вокруг оптической оси, благодаря чему открываются новые возможности, помогающие фотографу в различных съемочных ситуациях. К ним относятся: функция автоматического выравнивания горизонта для обеспечения правильного кадрирования; функция изменения компоновки кадра для удобства построения композиции при съемке со штатива; уникальный режим АСТРОГИД (ASTROTRACER), который позволяет делать захватывающие снимки звездного неба в комбинации с модулем O-GPS1 (приобретается отдельно), без использования сложных астрономических монтировок.

В PENTAX K-30 имеется функция выбора стиля изображения (custom image), которая позволяет фотографу легко и быстро добиться желаемого контраста, резкости, тонального и цветового баланса конечного изображения. Пользователь может выбрать один из 11 стилей изображения, например, Отбеливание (Bleach Bypass) для создания драматического визуального эффекта, часто используемого в кинематографе, или Кросс-процесс для создания привлекательного изображения с драматическими цветами. Кроме того, на выбор доступно 19 разнообразных цифровых фильтров. Цифровые фильтры добавляют к сделанным снимкам характерные визуальные эффекты и позволяют создавать необычные, креативные изображения без необходимости использования компьютера. Более того, пользователь имеет возможность расширить творческие возможности благодаря применению сразу нескольких фильтров к одному изображению.

В дополнение к стандартному литий-ионному аккумулятору, который позволяет отснять около 480 кадров при полном заряде, в PENTAX K-30 предусмотрена возможность установки четырех элементов питания типа AA с помощью недорогого батарейного адаптера D-BH109 (приобретается отдельно). Так как элементы АА доступны практически повсеместно, вам больше не придется беспокоиться из-за внезапной разрядки аккумулятора, особенно, если вы находитесь в пути и отсутствует возможность подзарядить аккумулятор.

Прочие характеристики PENTAX K-30

  • Большой 3" ЖК-монитор с разрешением 921 000 пикселей и возможностью калибровки по цвету позволяет комфортно и точно оценить отснятый кадр.
  • 77 сегментная система замера экспозиции позволяет произвести правильный расчет экспозиции в самых сложных по освещенности условиях.
  • С помощью режимов настройки экспозиции пользователь может мгновенно переходить из программного или ручного режима в режим приоритета выдержки и диафрагмы, оперативно корректировать значения выдержки и диафрагмы.
  • Для расширения и оптимизации динамического диапазона предусмотрен уникальный комплекс технологий: алгоритм оптимизации динамического диапазона вытягивает тени и приглушает света, режим HDR позволяет склеить 3 кадра, отснятых с разными параметрами экспозиции.
  • С помощью кнопки на передней панели можно оперативно включить и выключить режим записи снимков в формате RAW и JPEG+RAW.
  • В комплект камеры входит специальное русифицированное программное обеспечение SILKYPIX Developer Studio 3.0 for PENTAX (RAW-конвертер, разработанный японской фирмой Ichikawa Soft Laboratory), которое позволяет эффективно обрабатывать и конвертировать RAW-файлы.

В США купить PENTAX K-30 можно будет в июле текущего года по цене $850 без объектива либо по цене $900 в комплекте с зум-объективом PENTAX DA L 18-55mm.

Выводы:

Pentax K-30 на сегодняшний день является самой интересной моделью среди относительно недорогих зеркальных камер. Если по цене он соответствует зеркальным камерам класса Nikon D5100 или Canon EOS 650D, то по ключевым характеристикам — в частности, наличию двух управляющих дисков и большого светлого видоискателя — он конкурирует с фотоаппаратами класса Nikon D7000 и Canon EOS 60D. Качество изображения, выдаваемого Pentax K-30, заслуживает только похвалы и ничуть не уступает уже упомянутому выше Nikon D7000 (что и неудивительно, т. к. в данных камерах используются схожие матрицы). В целом, Pentax K-30 является не просто ещё одной зеркальной камерой начального уровня. Во многом он способен заменить флагманскую камеру систему — K-5, уступая ей только в реализации видео (в частности, в K-30 не предусмотрен вход для внешнего микрофона).

После презентации K-30 и объявления её стоимости камера показалась довольно дорогой, ведь где-то рядом (еще плюс примерно 200 долларов) находится топовая «кропнутая» K-5, которая уже хоть и не молода, но нашпигована технологиями под самую завязку. К тому же в рознице есть такие камеры, как Nikon D5100 и Canon EOS 650D, которые оборудованы поворотными экранами и стоят несколько меньше. Однако стоит внимательнее присмотреться к заявленным характеристикам — и становится понятно, что по функциональности среди любительских зеркалок с более или менее схожей стоимостью равных K-30 нет.

Защищённый корпус, который предохраняет внутренности от попадания влаги и пыли, а также от мороза до минус 10 градусов, два диска управления, что свойственно только более дорогим камерам, плюс сенсор как у топовой K-5, к тому же камера может похвастаться наличием системы наклона и сдвига матрицы, также позаимствованной у старшей сестры. Но и это ещё не всё — видоискатель на основе пентапризмы покрывает 100% кадра. Ещё одна особенность — минимальная длительность выдержки, которая составляет 1/6000 секунды, тогда как в среднем по классу минимальная выдержка начинается от 1/4000. Всё? Как бы не так — серийная съёмка со скоростью 6 кадров в секунду.

⇡ Технические характеристики, заявленные производителем

Технические характеристики Pentax K-30
Матрица КМОП-матрица, 23,7x15,6 мм (размер APS-C)
Количество эффективных пикселей 16,28 миллиона
Формат фото RAW, JPEG
(DCF Ver.2.0, Exif Ver.2.3, MPF Baseline), DPOF-совместимый
Формат видео H.264/MPEG-4 Part 10/AVC со звуком
Формат звука AAC
Разрешение снимков, пиксели
JPEG: 16M (4928x3264), 10M (3936x2624), 6M (3072x2048), 2M (1728x1152)
RAW: 16M (4928x3264)
Разрешение видео Full HD (1920x1080p, 16:9, 30/25/24 кадров/с)
HD (1280x720p, 16:9, 60/50/30/25/24 кадров/с)
VGA (640x480p, 4:3, 30/25/24 кадров/с)
Конструкция объектива Сменные объективы
Байонет KAF2
Совместимость: КА, KAF, KAF2, KAF3
С ограничениями совместимы объективы с байонетом K, резьбовые M42 через адаптер, объективы системы PENTAX 67, 645 через адаптер
Режимы фокусировки Однокадровый автофокус, следящий, ручной, произвольный выбор зоны фокусировки пользователем, фокусировка по 5 центральным точкам, режим точечной фокусировки, кратковременная подсветка выбранной точки фокусировки в видоискателе
Зоны фокусировки 11 зон фокусировки
9 крестообразных датчиков
Экспозамер 77-зональный оценочный
Экспонометрия: многозонная, центровзвешанная, точечная
Компенсация экспозиции От -5 EV до +5 EV с шагом 1/3 и 1/2 EV
Управление выдержкой 1/6000 — 30 и длительная
Баланс белого Автоматический режим, дневной свет, тень, облачная погода, лампа накаливания, люминесцентное освещение (L, W,N,D), вспышка, ручной режим, установка в градусах Кельвина
Чувствительность Эквивалент ISO 100—12 800
(расширенный диапазон до 25 600)
Таймер спуска 10 или 2 с
Ведущее число вспышки 12 при ISO 100
Режимы работы вспышки Автоматическое срабатывание, автоматическое срабатывание + коррекция «красных глаз», принудительное срабатывание, синхронизация на длительных выдержках, синхронизация на длительных выдержках по второй шторке, беспроводное управление внешней вспышкой, управление внешней вспышкой (серии FGZ) в режиме беспроводной синхронизации, коррекция мощности импульса встроенной вспышки
Микрофон Моно
Громкоговоритель Моно
Дисплей 3,0-дюймовый, 921 000 точек
Встроенная флеш-память Нет
Носители данных SD, SDHC, SDXC
Источник питания Литий-ионный аккумулятор D-Li109 7,8 Вт*ч, возможность использования элементов питания AA/LR6
Габариты, мм 128,5x96,5x71,5
Масса, грамм 650 (с аккумулятором и картой памяти)
590 (без учёта аксессуаров)

⇡ Комплект поставки и аксессуары

На тестирование был предоставлен ознакомительный образец, комплект поставки которого включал лишь самое необходимое — камеру с заглушкой на «горячем башмаке», аккумулятор, зарядное устройство и защищённый зум-объектив 18-55 мм. На тестирование не был предоставлен даже диск с софтом.

На российском сайте производителя заявлен следующий комплект поставки коммерческих образцов:

  • USB-кабель I-USB7;
  • аккумулятор D-Li109;
  • заглушка FK гнезда вспышки Hot Shoe;
  • зарядное устройство D-BC109;
  • крышка байонета;
  • наглазник FR;
  • программное обеспечение на CD-ROM S-SW128;
  • ремешок O-ST53;
  • русскоязычная инструкция по эксплуатации;
  • фирменный гарантийный талон;
  • шнур AC Plug D-C02 E.

Перечень опций довольно скромный, конечно, если не брать во внимание огромное количество доступных объективов. Из остального наиболее интересными опциями является защищённый пульт дистанционного управления и батарейный адаптер, позволяющий использовать вместо аккумулятора стандартные источники питания типоразмера AA/LR6. Стоит отметить, что стоимость никель-металлогидридных аккумуляторов значительно ниже, нежели фирменных литий-ионных.

⇡ Внешний вид и удобство использования

Зеркалку Pentax, причём любую, можно безошибочно опознать с большого расстояния. Узнаваемость камеры важна для бренда: доля на рынке зеркалок у Pentax невелика, поэтому камера должна быть заметной в руках любого фотографа. В глаза бросается не только обилие довольно резких линий и углов, но и зелёный ободок на объективе — ещё одна фирменная фишка Pentax. Но всё это теряет какое-либо значение для пользователя, когда дело доходит до работы с камерой.

Тут на первый план выходит эргономика, и K-30 есть чем удивить. Конечно, абсолютно все современные зеркалки хорошо лежат в руке средних размеров, но тестируемая камера легла в руку как влитая благодаря некоторым особенностям конструкции. Во-первых, выступ в лицевой части чуть уже, чем у конкурентов, во-вторых, углубление под средний палец глубже. Сзади для более надёжной фиксации также имеется крупный выступ под большой палец, но на нём нет резиновой накладки, а небольшие углубления служат лишь декоративным целям. Диски управления и клавиши доступны даже при работе с камерой одной рукой. Исключение лишь одно — клавиша перехода в режим Live View, которая установлена в левом верхнем углу тыльной панели, однако и нужна она не так часто, тем более непосредственно во время съёмки.

Резиной в K-30 покрыт не только выступ в передней части, но и правая боковая поверхность. Стоит отметить, что резиновое покрытие позволяет надёжно фиксировать камеру, но при этом не особо активно притягивает пыль, чем грешат резиновые накладки конкурентов. Качество сборки безупречное — найти хоть какие-то дефекты не удалось. Впрочем, камера ведь защищённая, поэтому другого от неё было трудно ожидать.

Спереди находится байонет объектива с клавишей замка. Стабилизатор встроен в «тушку» K-30, к тому же в байонете имеется «отвёртка», а в данном ценовом сегменте её наличием могут похвастаться только зеркалки Sony с байонетом, полученным в наследство от Minolta. Также спереди находится окошко ИК-приёмника сигналов пульта дистанционного управления. Лампа подсветки автофокуса слабенькая — с прожекторами камер Nikon ей не тягаться. К слову, она не служит индикатором таймера автоматического спуска затвора — для этих целей используется небольшой маломощный светодиод под декоративной накладкой ИК-приёмника. Решение верное, ведь лампа подсветки не только отображает обратный отсчёт времени, но и освещает всё короткими вспышками, что далеко не всегда необходимо.

Сзади находится 3-дюймовый дисплей, но ни поворотной, ни наклонной конструкции не предусмотрено — матрица вмонтирована в корпус. В данном ценовом диапазоне уже стало правилом хорошего тона устанавливать поворотный дисплей, ведь дублирующих сегментных дисплеев, как в более дорогих зеркалках, у любительских камер нет. Над дисплеем находится видоискатель с регулятором диоптрий ползункового типа, левее которого расположилась клавиша перехода в режим Live View. К слову, датчика приближения у камеры нет, поэтому дисплей выключается только в момент нажатия клавиши спуска затвора. Конечно, дисплей можно вовсе отключить — удобство работы от этого нисколько не пострадает: масса служебной информации отображается сегментными индикаторами в видоискателе. Здесь указаны не только выдержка, чувствительность или формат сохранения, но и горизонтальный уровень, чем конкуренты похвастаться не могут. Однако, несмотря на это, отсутствие датчика приближения всё же стоит отнести к недостаткам камеры.

Правее экрана установлен тыльный диск управления, клавиша срабатывания автофокуса/блокировки экспозиции и кнопка перехода в режим просмотра. Чуть ниже находятся четыре многофункциональные клавиши навигации по меню, объединённые в схематическое кольцо, по центру которого располагается кнопка ввода. У нижнего края установлены клавиши смена режима отображения дисплея и входа в основное меню, а также индикатор занятости камеры, который горит во время записи снимков из буфера на карту памяти.

Сверху прячется подъёмная вспышка с «горячим башмаком» и микрофоном в её основании. Правее установлен диск выбора режимов съёмки, а также клавиша ввода экспокоррекции, фирменная «зелёная» кнопка, фронтальный диск управления и клавиша спуска затвора, дополненная рычажком питания.

Снизу — только штативный разъём, а также отсек установки источников питания.

Слева находится клавиша механического замка подъёмной вспышки, кнопка быстрого переключения между форматами сохранения, а также рычажок выбора режима работы фокусировки. Под едва заметной резиновой заглушкой скрыт разъём подключения USB/AV-кабеля.

Правая боковая поверхность также не пустует. Тут уместилась дверца, скрывающая отсек установки карты памяти, а также разъём подключения проводного пульта дистанционного управления, который защищён плотной резиновой заглушкой.

Обзор фотоаппарата Pentax К-30. Технические особенности и органы управления


Рассказывать подробно про матрицу мы не будем, ибо делали это уже не раз в обзорах других камер (например, ). Сенсор весьма неплохой. При достаточном для комфортной работы разрешении он позволяет получить приличный динамический диапазон и уверенную работу на высоких ISO. Значение 1600 дает отличные снимки, 3200 уже шумновато, но еще вполне рабочее. 6400 и выше, конечно, в повседневной практике слабо применимы. Отметим, что программным способом ISO можно задрать до 25 600, но фотографии на такой чувствительности получаются ну совсем уж никакие.

Модуль автофокуса тоже не новый: он перекочевал с . Автоматическое наведение на резкость - одна из регулярных проблем Pentax: в этом плане компания уступает и , и Nikon. Но это заметно, если сравнивать профессиональные аппараты - серьезно уступает и 7D, и s. Pentax же сделала ход конем, разместив лучшее, что у них есть, в любительской камере, поэтому в своем сегменте в плане автофокуса выглядит весьма неплохо. Технические характеристики фокусировочного модуля выглядят так: 11 точек, из них 9 крестовые. В режиме покадровой фокусировки камера справляется очень хорошо, но вот следящий фокус мажет чаще, чем хотелось бы.

Неожиданно Pentax удалось существенно улучшить контрастный автофокус, который используется в режиме Live View. Неожиданно - потому что производители зеркалок на него редко обращают внимание. А в он стал реально быстрее и точнее, хотя, конечно, до фазового ему еще расти и расти.

Электроника работает на «четверку». По традиции камера Pentax любит недоэкспонировать снимки. Это не особенность отработки какого-либо сюжета, а постоянная картина. Небольшая положительная экспокоррекция исправляет ситуацию.

Скорость серийной съемки у любительских аппаратов последнего поколения подросла, но сумел опередить конкурентов даже с учетом этого факта. 6 fps - это весьма серьезно, у продвинутых «репортажников» всего на 1-2 кадра в секунду больше. Скорострельность никогда не бывает лишней, хотя любителю 6 кадров в секунду могут ни разу не пригодиться. Увы, но класс камеры проявляется в размере буфера. В формате RAW можно сделать не более 8-9 снимков подряд, после чего аппарат начнет запись кадров на карту памяти и остановит съемку. Это не самый плохой показатель, но среди любительских зеркалок он не выделяется. Кстати, во время записи файлов камера не превращается в бесчувственный «кирпич», а позволяет производить некоторые настройки для дальнейшей съемки.


Дисплей получил в наследство от . Правда, в компании немного доработали технологию его изготовления, так что бликовать на солнце он стал меньше. Экран у камеры в принципе неплохой и, что самое главное, честный. У Canon и Sony дисплеи поинтереснее, однако мы не раз отмечали, что на них фотографии выглядят лучше, чем они есть на самом деле. У Pentax такого эффекта не создается.

Если дисплей вызывает нейтральные чувства, то видоискатель просто восхитителен. Он большой, светлый и с охватом в 100%. Даже полупрофессиональные камеры не могут похвастать таким показателем. Pentax на видоискатель реально расщедрилась, работать с ним можно даже с мануальной оптикой и без проблем наводить фокус вручную. Кроме того, приятно удивляет большое количество отображаемой в видоискателе информации: от простых съемочных параметров до электронного уровня. Завалить горизонт на достаточно сложно. Отметим только, что у очень неудобный переключатель диоптрийной коррекции: к рычажку, который за нее отвечает, подлезть очень трудно, да и ход у него очень тугой.

Встроенная вспышка у есть и по меркам своих собратьев весьма неплохо работает. И мощность у нее приличная, и выскакивает на ножке она достаточно высоко. Разъем для подключения внешнего света тоже никуда не делся.

Любопытно значение минимальной выдержки у . Как мы уже упоминали в начале обзора, любительские аппараты обычно ограничены значением 1/4000 с, тогда как продвинутые модели щеголяют 1/8000 с. получил компромиссный вариант - 1/6000 с. Это, конечно, длиннее, чем у топовых камер, но опять-таки лучше, чем у конкурентов по классу.

Еще одна функция, которая выбивается из сегмента, - наличие встроенной юстировки объективов. Подстройка автофокуса под разные объективы традиционно считается очень продвинутой функцией, но с она появилась и в любительском сегменте.

Встроенного GPS-приемника у нет, его можно докупить (правда, стоит он порядка 10 тысяч рублей), и тогда камера будет писать в EXIF снимка географические координаты. Это еще одна особенность, которая делает отличной камерой для походов и путешествий.

Профессионалы используют для съемки специальную астрономическую монтировку, которая компенсирует вращение Земли и позволяет использовать сколь угодно длительную выдержку. Но монтировка стоит немалых денег, а кроме того, может серьезно утяжелить рюкзак в походе. Что же придумали в Pentax? По координатам GPS камера вычисляет свое местоположение и рассчитывает компенсацию движения планеты. Сама компенсация происходит за счет сдвига матрицы (на этом же принципе работает стабилизатор изображения). Конечно, матрица может сдвигаться в ограниченных пределах, поэтому при съемке звезд бесконечную выдержку обеспечить не может, но все равно удлинить ее получается до значений, с которыми уже можно профессионально фотографировать звездное небо.

Съемка видео - это не конек . Формально камера может снимать в разрешении Full HD с частотой 30 fps и автофокусом и даже позволяет сделать некоторые настройки, но функция реализована так, будто инженеры компании всячески стремились сказать: «Какое видео - это же фотоаппарат». Во-первых, автофокус просто ужасен. Во-вторых, запись звука осуществляется только встроенным монофоническим микрофоном, подключить внешний нельзя в принципе. В-третьих, битрейт записи весьма низок, что сказывается на детализации. В общем, функция для галочки. Но Pentax никогда и не позиционировала свои зеркалки как крутые видеокамеры.

Работа с камерой

Диск выбора режимов по традиции содержит несколько режимов, которых на моделях других производителей не найти. Это приоритет чувствительности Sv, приоритет диафрагмы и выдержки TAv. Про их особенности и смысл мы рассказывали в , повторяться не будем. Отметим только, что для любительской весьма продвинуто выглядит наличие двух пользовательских режимов, которые на диске обозначены как U1 и U2.

Противоречиво организована настройка диапазона чувствительности для режима Auto ISO. Приятно, что можно задать не только верхнюю, но и нижнюю границу, но вот выдержку, при которой будет происходить переход на другую ступень, настроить нельзя - и это минус.

Обладает очень редкой, но замечательной функцией, на которую конкуренты, на наш взгляд, напрасно не обращают внимание. Последний кадр камера сохраняет в буфере, причем делает это в формате RAW, даже если фотограф снимал в JPEG. Если снимок понравился и показался перспективным, то его можно сохранить в формате RAW на карту памяти. Простая функция, но может пригодиться.

Диск выбора режимов

Обладает довольно приличным набором встроенных помощников. Во-первых, есть так называемые цветовые стили, которые объединены в разделе «Мое изображение». Всего их 11 (яркий, натуральный, портрет, пейзаж, арт, ультра-цвет, приглушенный, эффект отбеливания, слайд, монохромный, кросс-процесс), и работают они еще на стадии создания снимка. Во-вторых, есть цифровые фильтры, которые преобразуют уже сделанный снимок. Всего их 19 штук, есть стилизация под живопись и карандашный рисунок, имитация использования специфических объективов и другие фишки. Особенно удивительно, что и стили, и фильтры можно донастроить под себя по куче критериев. Изучение всех этих настроек требует большой усидчивости.

Не обошлось в и без некоторых автоматических функций, причем они неплохо реализованы. Например, автоматическую съемку HDR можно настроить, указав нужную эксповилку, а кроме того, камера делает три снимка, а не два, как многие конкуренты. Параллельно с HDR работают функции компенсации засветок и компенсации теней. Они помогают избежать появления пересвеченных зон, а также слишком темных участков.

Не можем не отметить тонкую настройку шумодава. Это очень актуально для тех, кто снимает в JPEG. Другие камеры позволяют установить одинаковое значение для всех снимков выше определенного порога ISO, а вот в можно задать свой уровень для каждого значения чувствительности.

В камере есть легкое меню, которое содержит все основные настройки и вызывается нажатием клавиши Info. Дизайн этого меню, на наш взгляд, ужасен, зато значения выводятся очень крупно. Основное меню - для фанатов фотографии. Pentax традиционно позволяет подробно настроить камеру, вплоть до мельчайших нюансов, но найти нужную настройку в куче пунктов бывает очень сложно.

Pentax-30 готов снимать в суровых условиях

Выводы

Не стал техническим прорывом, но маркетинговый шаблон порвал очень сильно. Оказывается, камера, которая с китовым объективом стоит дешевле 30 тысяч рублей и ориентирована на любителя, может сравниться по функциональности с более дорогими полупрофессиональными моделями. Защищенный корпус, выдержка 1/6000 с, высокая скорострельность, юстировка объективов, второе управляющее колесико, великолепный астрогид, отличный видоискатель. При этом по другим параметрам камера также смотрится очень уверенно. У нее пусть и не лучшее, но вполне конкурентоспособное качество снимков (учитывая, что многие конкуренты в классе построены на сходных матрицах, это не удивительно), адекватный для своей цены автофокус, классическая эргономика без «косяков». Разве что видео сделано для галочки, но серьезно ругать за качество видеороликов фотоаппарат - страдать перфекционизмом.

В целом Pentax удалось почти невозможное - создать аппарат без серьезных недостатков и в то же время обладающий интересными особенностями. Но тогда возникает резонный вопрос, почему же он не бъет рекорды продаж и не вытеснил еще конкурентов с рынка. Просто система Pentax априори уступает Canon и Nikon: и по распространенности, и по выбору оптики, и в плане перспектив дальнейшего апгрейда. Камеру, подобную , редко покупают новички (любитель и новичок - это разные сегменты), а у тех, кто уже попробовал зеркалку Nikon или Canon, осталось много сопутствующего оборудования, менять которое нерационально даже ради такого замечательного аппарата, как . Но если вы только начинаете строительство своей зеркальной системы, любите путешествовать и снимать звездное небо, то лучшего аппарата, чем , вам не найти.

Зеркальные камера начального уровня в последнее время сдают позиции под напором «беззеркалок». Однако у них ещё есть порох в пороховницах, доказательством чему служит сегодняшний гость нашей тестовой лаборатории - Pentax K-30.

Технические характеристики Pentax K-30

  • Разрешение : 16 МП.
  • Размер матрицы : 23.4х15.6 мм (APS-C).
  • Технология, производитель матрицы : CMOS, Sony.
  • Система очистки от пыли : да, ультразвуковая.
  • Стабилизация изображения : в камере (при помощи сдвига матрицы).
  • Автофокус : фазовый автофокус SAFOX IXi+; 11 датчиков фокусировки, в т.ч. 9 крестообразных.
  • Диапазон выдержек : 1/6000-30 с.
  • Чувствительность : 200-12800 единиц ISO (100 и 25600 единиц доступны в режиме расширения чувствительности).
  • Встроенная вспышка : ведущее число 12; беспроводное управление системными вспышками.
  • Экспозамер : матричный, центровзвешенный, точечный.
  • Поддерживаемые объективы : Pentax K/KA/KAF/KAF2/KAF3.
  • Серийная съёмка : 6 к/с (12 RAW, 25 JPEG).
  • Накопитель : карты памяти SD/SDHC/SDXC.
  • Форматы файлов : JPEG, RAW (PEF или DNG), RAW + JPEG.
  • Запись видео: да, H.264 (контейнер MOV), разрешение 1920x1080 или 1280x720, частота обновления 24/25/30 кадров в секунду.
  • Микрофон : встроенный монофонический микрофон.
  • Экран : 3 дюйма, TFT, разрешение 921 тыс. субпикселей.
  • Видоискатель : оптический (пентапризма), увеличение 0.92x, отображение 100% кадра.
  • Питание : литиево-ионный аккумулятор D-LI109, опционально элементы АА (через переходник D-BH109).
  • Размеры и вес : 130х97х70 мм, 650 граммов (с литиево-ионным аккумулятором).

Видеообзор Pentax K-30

Внешний вид и управление

В модели K-30 компания Pentax почему-то решила коренным образом изменить дизайн по сравнению с предыдущими (насколько это вообще возможно для зеркальной камеры). Если K-5 и K-r выглядят достаточно спокойно, то K-30 получил весьма агрессивную внешность - не в последнюю очередь из-за сильно выступающей вперёд встроенной вспышки.

Корпус K-30, в отличие от топовой модели K-5, сделан из поликарбоната. Рукоять под правую руку отделана мягким пластиком «под кожу», за счёт чего камера уверенно лежит даже во влажных руках. Качество материалов и отделки, традиционно для Pentax, очень высокое: по крайней мере, аппарат не вызывает ощущения дешёвой погремушки, как младшие модели некоторых других брендов.


Схема расположения резиновых уплотнений в Pentax K-30

Но, конечно, самой привлекательной чертой Pentax K-30 является пылевлагозащита. В камере используется более трёх десятков резиновых уплотнений, препятствующих проникновению пыли и влаги внутрь. Разумеется, камеру не стоит купать в море, но дождь, снег, песок и даже непродолжительная помывка под краном ей не страшны.

Органов управления у Pentax K-30 неожиданно много для бюджетной «зеркалки». Камера оснащается двумя управляющими дисками, так что вы можете меня два параметра одновременно. Например, я чаще всего снимаю в режиме приоритета диафрагмы, так что я «повесил» управление диафрагмой на одно колесо и изменение чувстительности матрицы - на второе.

В отличие от топовой модели K-5, K-30 лишена дополнительного дисплея на верхней панели. Однако о высоком классе камеры говорит тот факт, что она получила режимы Sv (приоритет чувствительности) и TAv (приоритет выдержки и диафрагмы - по сути ручной режим с автоматом ISO). Кроме того, камера предоставляет возможность сохранять два пользовательских режима. Ранее подобная функциональность была доступна только покупателям топовых камер Pentax.

Экран и видоискатель

В отличие от K-r и K-x, Pentax K-30 оснащается полноценным пентапризменным видоискателем с увеличением 0.92x (с объективом 50 мм, наведённым на бесконечность) и 100-процентным охватом кадра. Подобный видоискатель является исключением среди камер данной ценовой категории.

Экран в Pentax K-30 имеет диагональ 3 дюйма и разрешение VGA. Он показывает чёткую и контрастную картинку, однако на ярком солнце его видимость заметно страдает.

Автофокус


Схема расположения точек автофокуса в Pentax K-30

В Pentax K-30 используется новый модуль фазового автофокуса - SAFOX IXi+, в котором применяются новые линзы с улучшенным покрытием. За счёт этого, по заявлению производителя, автофокус работает быстрее и позволяет надёжнее фокусироваться в условиях плохого освещения. Несмотря на новое название, модуль автофокуса по-прежнему состоит из 11 датчиков, 9 из которых имеют крестообразную форму и чувствительны как к горизонтальному, так и к вертикальному контрасту. Две крайние точки фокусировки чувствительны только к горизонтальному контрасту.


Трёхпозиционный переключатель режимов фокусировки в Pentax K-30

В отличие от ранних бюджетных «зеркалок» Pentax, K-30 имеет полноценный трёхпозиционный переключатель режимов фокусировки, позволяющий выбирать между ручным наведением на резкость, одиночным и следящим автофокусом. Pentax K-30 также поддерживает контрастный автофокус в режиме Live View. Кроме того, в режиме Live View доступны два вида помощи при ручной фокусировке - цифровая лупа и так называемый «пикинг», когда границы контрастных переходов подсвечиваются.

Работа со сторонней оптикой

Зеркалки Pentax традиционно хорошо работают со сторонней и просто старой оптикой: всю оптику с байонетом К, начиная с 1975 года, можно использовать на камере без переходника. При этом в ручном режиме работает экспозамер при помощи так называемой «зелёной кнопки». Для работы с такими объективами в меню необходимо включить использование кольца диафрагм.


Фирменный переходник позволяет использовать всю оптику с резьбой М42

Поскольку рабочий отрезок байонета К совпадает с рабочим отрезком объективов с резьбой М42, их можно устанавливать на камеру при помощи простого переходника. При этом можно снимать в ручном режиме или в режиме приоритета диафрагмы. У камер Pentax со всей оптикой, в т. ч. и со сторонней, работает подтверждение фокусировки и стабилизатор изображения (для его корректной работы в меню необходимо указать фокусное расстояние установленного объектива).

Скорость работы

Pentax K-30 практически в любых условиях быстро реагирует на все действия фотографа. Показатели скорости серийной съёмки (6 кадров в секунду) являются рекордными для бюджетных зеркальных камер, если не считать аппараты Sony с технологией полупрозрачного зеркала. Скорость работы Pentax K-30 в режиме серийной съёмки:

Для замера быстродействия использовалась карта памяти SanDisk Extreme (класс 10) ёмкостью 8 ГБ.

Качество съёмки

Pentax K-30 демонстрирует впечатляющее качество изображения. Фотографии отличаются приятной цветопередачей, отличным динамическим диапазоном и низким уровнем цветового шума. В целом качество съёмки абсолютно идентично беззеркальной камере Pentax K-01 .

К сожалению, Pentax по-прежнему использует неотключаемое шумоподавление в RAW на ISO 3200 и выше, что заметно ограничивает качество изображения при съёмке в плохих условиях освещениях.

Тестовые снимки

Как обычно, мы подготовили отдельную галерею тестовых снимков , в которой можно найти и полноразмерные файлы.

В сухом остатке

На мой взгляд, Pentax K-30 на сегодняшний день является самой интересной моделью среди относительно недорогих зеркальных камер. Если по цене он соответствует зеркальным камерам класса Nikon D5100 или Canon EOS 650D, то по ключевым фотографическим характеристикам - в частности, наличию двух управляющих дисков и большого светлого видоискателя - он конкурирует с фотоаппаратами класса Nikon D7000 и Canon EOS 60D. Качество изображения, выдаваемого Pentax K-30, заслуживает только похвалы и ничуть не уступает уже упомянутому выше Nikon D7000 (что и неудивительно, т. к. в данных камерах используются схожие матрицы). Единственной ложко дёгтя является неотключаемый «шумодав» в RAW-файлах. В нашем обзоре Pentax K-r мы поругали ту камеру за некорректную работу автофокуса (сильный фронт-фокус в свете ламп накаливания). С радостью спешу сообщить, что в K-30 этот недостаток был исправлен. В целом Pentax K-30 является не просто ещё одной зеркальной камерой начального уровня. Во многом он способен заменить флагманскую камеру систему - K-5, уступая ей только в реализации видео (в частности, в K-30 не предусмотрен вход для внешнего микрофона).

8 причин купить Pentax K-30:

  • отличное качество изображения - низкий уровень шумов, хорошая цветопередача;
  • продуманное управление (два управляющих диска);
  • большой и светлый пентапризменный видоискатель;
  • отличные возможности по настройке камеры «под себя»;
  • очень хорошие фотографические характеристики - минимальная выдержка 1/6000 с и скорость серийной съёмки 6 к/с;
  • экран высокого разрешения;
  • быстрый автофокус в режиме Live View;
  • хорошая совместимость со старой оптикой.

2 причины не покупать Pentax K-30:

  • отсутствие входа для внешнего микрофона;
  • неотключаемый «шумодав» в RAW-файлах.

Н овая любительская зеркалка от Pentax выделяется на общем уровне DSLR начального уровня благодаря своей всепогодной защищенности, способности противостоять пыли, дождю, снегу и морозу, а также физическим ударам судьбы. При этом предлагая очень сильные технические характеристики с широким спектром функций и новым процессором для сопровождения 16-Мп матрицы APS-C и AF по 11 точкам. Сможет ли она противостоять так же уверенно своим прямым конкурентам – Canon 650D и Nikon D5100?

11.01.2013
Дарья Жилкина

Внешний вид и эргономика

PentaxK-30 является своего рода оптимальным - для активных фотографов-энтузиастов - миксом, интегрируя различные составляющие любительской K-rи экспертной K-5. И добавляя к ним свои «фишки», такие как, более мощный процессор и усовершенствованный автофокус по 11 точкам.

Благодаря габаритам, почти идентичным K-5, и убедительной защите от непогоды, внешне камера - в черной версии - напоминает свою старшую сестру. 16-Мп матрица, 100% видоискатель, два колеса управления, видео FullHDтакже сближают эти две модели. Но при этом K-30 имеет шасси младшей K-rи поликарбонатовое покрытие, а не из магниевого сплава, как у K-5. В итоге камера получилась несколько легкой для своих габаритов и недостаточно солидной. Отсутствие статусного экрана контроля настроек на верхней панели и голубая, белая вариации корпуса также не придают веса, а лишь указывают на принадлежность к любительскому рынку. Хотя надо понимать, что именно благодаря этим «лишениям» потребитель выигрывает в цене.



Скрупулезно скроенная конструкция фотоаппарата, несмотря на свою пластиковую природу, оставляет очень приятное впечатление серьезного инструмента, что подтверждается его отлично продуманной эргономикой. K-30 обеспечен хорошо прорисованной рукояткой, покрытой эффективным противоскользящим материалом, благодаря чему камера надежно и комфортно лежит в руке.

Другим важным моментом, не обойденным наконец-то вниманием, является видоискатель - единственный в своей категории покрывающий полностью реальное поле и представляющий пентапризму, а не пентазеркало, как у других любительских зеркалок. Даже если его можно счесть немного темным и зернистым, особенно при слабом освещении, он показывает себя широким и очень комфортабельным. Последнее объясняется стеклом NaturalBrightMatte, характерным для зеркалок этого производителя, хорошо приспособленным для ручной фокусировки. Данный фокусировочный экран можно поменять в случае необходимости (для выполнения специфических задач) на опциональную модель -с композиционной или масштабной сеткой.

Экран VGA, 3-х дюймовый с разрешением в 921000 точек, достаточно простой и неповоротный, тем не менее, предоставляет резкое, яркое изображение как в режимах кадрирования, просмотра фотографий, так и при чтении меню. Кстати, последнее вы можете настроить на свой вкус и цвет - не нравятся флюоресцентные оттенки, нарядите меню в классический серый или любой другой из 12 предложенных.

Очень радует наличие двух колес управления - очень редкое явление для камер данной ценовой категории, - необходимых для управления аппаратом одновременно большим и указательным пальцами в ручном и полуручном режимах. Благо, эти последние особенно хорошо развиты у Pentax- кроме традиционных приоритетов выдержки (Tv) и диафрагмы (Av), предлагаются приоритет чувствительности (Sv: позволяет задать значение ISO, чтобы камера автоматически выставила подходящие выдержку и диафрагму) и приоритет выдержки и диафрагмы (TAv: позволяет настроить вручную выдержку и диафрагму, предоставив выбор ISO камере, чтобы получить оптимальные настройки экспозиции).

Небезызвестная для пентаксистов зеленая кнопка дает возможность быстрого сброса выставленных настроек.

Несмотря на высокий уровень персонализированного управления, функционирование K-30 остается достаточно ясным, по необходимости всегда можно обратиться к интегрированной функции помощи. Большая часть многочисленных опций аппарата доступна или через короткие прямые пути, или через быстрое меню, хорошо упорядоченное, которое активируется кнопкой Info. Мы можем быстро изменять настройки формата записи, размера изображения, цветопередачи, баланса белого, компенсации экспозиции, замера экспозиции, стабилизации, оптические коррекции (хроматическую аберрацию и дисторсию) и пр.

Есть также возможность расположить информацию о некоторых настройках поверх изображения кадра. Контроль чувствительности посредством кнопки ISOочень хорошо продуман: мы быстро переходим от автоматического управления к ручному. Конвертация Raw-файлов в Jpegнепосредственно в меню аппарата открывает интересную возможность тестирования различных настроек.

Камера сохраняет в буферной памяти Raw-файл последнего сделанного фото. Таким образом, впоследствии пользователь может изменить ошибочную настройку, даже если кадр был сделан в Jpeg.

Отделение для элементов питания может принимать, помимо штатного литий-ионного аккумулятора, также 4 AA, правда, только при условии приобретения опционального адаптера. Такое решение позволяет увеличить автономию, которая здесь не является сильным пунктом, альтернативным путем. Кроме того, это может быть полезным во время поездки, когда нет доступа к электрической сети, чтобы зарядить Li-ionбатарейки. Хотя некоторые пользователи предпочли бы иметь просто более емкостный аккумулятор - благо размер отсека позволяет - вместо предложенной батареи в 1050 mAh, обеспечивающей только 410 кадров, по стандарту CIPA.

Особенности

Сердцем новой камеры является CMOS-сенсор APS-C (23,7х15,7 мм) с 16,28 миллионами активных пикселей. Мобильное шасси обеспечивает оптическую стабилизацию изображения при сотрясении камеры через перемещение матрицы. Амплитуда движения удивительная. Уникальные механизмы способны не только перемещать сенсор по вертикали и горизонтали, но и поворачивать его вокруг оптической оси.

Система стабилизации определяет фокусное расстояние установленного объектива. В дополнение, когда включена система стабилизации изображения, K-30 может автоматически поворачивать сенсор на 1 градус, чтобы скорректировать композицию и не допустить заваливания горизонта. Есть цифровая версия для монитора и видоискателя.

Также эта система позволяет сдвигать композицию изображения в любом направлении на 1 мм 16 шагами, что может быть полезным при съемке макро и натюрмортов.

Благодаря новейшему процессору PrimeMкамера получилась очень энергичной и реактивной. Так, в серийном режиме скорость съемки составляет теперь 5,3 кадров в секунду (при заявленных 6 к/сек.), что является очень неплохим показателем. Дополнительный комфорт этому режиму придает тот факт, что буферная память позволяет сохранять до 55 Jpegвысокого разрешения или 8 Raw. Только не забывайте отключать коррекцию дисторсии, в противном случае вы будете иметь лишь 6 кадров вместо 55. Другой особенностью серийного режима является то, что скоростная съемка блокируется на короткое мгновение (0,4 сек.) после второго кадра перед тем, как приступить к нормальному добросовестному исполнению своих обязанностей.

K-30 предлагает видео в формате FullHDсо скоростью 30 кадров в секунду или в 720pсо скоростью 60 кадров в секунду с максимальной продолжительностью в 25 минут. Второй режим теряет в разрешении, но выигрывает в плавности, при этом в обоих случаях качество изображения очень удовлетворительное. Важный момент - K-30 поддерживает в видео ручные и полуручные режимы экспозиции, позволяющие, в числе прочего, управлять глубиной резкости. Очень хорошо функционирует определение лиц. Клипы можно обрезать и соединять непосредственно в камере для увеличения продолжительности.

Для расширения и оптимизации динамического диапазона предусмотрены передовые технологии. Алгоритм оптимизации динамического диапазона вытягивает тени и приглушает света, в то время как режим HDR объединяет 3 кадра, снятых с разными параметрами экспозиции (+/- 3 EV).

К Jpeg-кадрам могут быть применены 7 различных цифровых эффектов, среди которых игрушечная камера, ретро и высокий контраст. Фотографов-энтузиастов порадует возможность настраивать такие параметры, как насыщенность, тональность, контраст и др.

Некоторых пользователей может отпугнуть шумность автофокусировки, особенно заметная при съемке с базовым объективом 18-55 мм. Но и с объективом профессиональной линейки со встроенным мотором SDMавтофокусировка производит металлический звук. Затвор также достаточно звонкий, особенно при визировании в LiveView, когда зеркало производит два прохода туда-обратно. Хочется заметить, что конкуренты достигли по этому пункту значительного прогресса.

Если вы хотите использовать автофокус при съемке видео, необходимо озаботиться приобретением оптики SDM, в противном случае шум, вызванный мотором камеры, перекроет записываемый звук, запись которого производится исключительно через встроенный микрофон (нет входа для внешнего). Хотя, благодаря высокому качеству экрана, очень комфортно фокусироваться вручную. Не достает лишь очень практичной функции помощи фокусировки через выделение контуров.

В любом случае, режим видео здесь на порядок выше, чем у K-rи K-5.

Автофокусировка

Но, пожалуй, наиболее важные нововведения в этой камере касаются автофокуса или, точнее, автофокусов, поскольку K-30 функционирует с модулем AFфазовой детекции, когда мы кадрируем с помощью видоискателя, и с помощью главной матрицы, по определению контрастов, когда мы визируем по экрану. Для определения фаз K-30 использует SafoxIX+, являющийся улучшенной версией модуля AFK-01. SafoxIX+ состоит из 11 датчиков, из которых 9 крестообразных, и его оптическая система включает диффузионную линзу Fresnel, позволяющую минимизировать хроматические аберрации, мешающие фокусировке. Такое строение модуля обеспечивает точность фокусировки, а также стабильность слежения за объектом. Кроме того, в процессе фокусировки модуль учитывает и тип источника света в кадре для лучшего результата при работе в разных условиях освещенности. По заверениям производителя, система использует контрастность при вычислении фокуса.

Ее чувствительность показывает себя превосходной и при недостаточном освещении, а вспомогательный зеленый диод, расположенный спереди аппарата, придет на помощь при действительно плохом освещении.

Скорость реакция камеры очень удовлетворительная. Даже если можно признать камеру немного медлительной при включении (1 сек.), ей потом достаточно всего лишь 0,3 сек. (0,9 сек. при визировании по дисплею), чтобы сфокусироваться и совершить спуск, какое бы не было число задействованных датчиков (1,5 или 11). Мы замечаем, что в режиме ручного выбора фокусировочной точки целевая зона расширяется, чтобы сохранить точку на объекте, который смещается немного от датчика.

Когда мы визируем в режиме LiveView, камера переходит к фокусировке по определению контрастов (как следствие, автофокусировка остается доступной в видео). Здесь также был достигнут прогресс. Как уже отмечалось выше, благодаря усовершенствованным алгоритмам нового процессора время отклика составляет 0,9 сек., что является неплохим показателем для LiveView.

Качество изображения

Как и предыдущие зеркалки Pentax, модель К-30 с 16-Мп матрицей CMOSSony, которой оснащены большинство сегодняшних зеркалок APS-C, гарантирует очень детализированные кадры. Даже на высоких значениях чувствительности камера обеспечивает высокое качество с очень убедительной обработкой изображения.

Процессор Pentaxобрабатывает в первую очередь хроматический шум, то что дает изображениям некоторую зернистость, начиная с 1600 ISO, но очищает от цветных точек. Однако, начиная с 6400 ISO, цветные пятна все-таки могут появляться на изображениях, а после 12800 ISOхроматический шум становится раздражающим и хорошо заметным на обычном печатном формате. То есть 3200 ISOнадо признать пограничным значением и просто ограничить автоматическое ISOэтим значением при съемке на автонастройках.

Если сравнивать К-30 по соотношению шум/количество деталей с конкурентами, то мы обнаруживаем, что при значениях чувствительности до 400 ISOрассматриваемая модель показывает себя значительно лучше, чем Canon650D, NikonD5100 и SonyAlpha37. В тоже время, начиная с ISO400 и выше, показатель становится хуже, чем у Canon650Dи SonyAlpha37, но по-прежнему опережает результат NikonD5100.

Автоматический баланс белого отлично справляется со своей работой, даже при искусственном освещении в помещении и при сложном освещении, с использованием различных по типу источников света. Конечно, это не значит, что можно полностью отказаться от регулирования баланса белого, но в большинстве случаевстандартная цветопередача достаточно приятная, даже если некоторым цветам не хватает точности - например, голубому не хватает чистоты. Речь идет здесь, безусловно, о Jpeg. Переход в Rawпозволяет преодолеть эти риски.

На всем протяжении значений чувствительности JPEG-снимки К-30 по своему динамическому диапазону близки к изображениям Canon650D. Нам порой трудно получать широкий диапазон яркости.Если экспозиция не была действительно хорошо настроена, мы получаем небо абсолютно белое, тени свинцового цвета. Конечно, используя компенсационный фильтр, мы сможем вытащить детали в светах и тенях (10,8 ED), но ценой повышения шумов. Лучше уж снимать в Raw, тогда динамический диапазон увеличится до 12 ED.

В крайнем случае, можно обратиться к функции HDR, расширяющей динамический диапазон путем объединения трех кадров, снятых с разной экспозицией. Но результат часто выглядит неестественным, а исходные его части (3 кадра) мы безвозвратно утериваем. Аналогичная ситуация с цифровыми фильтрами - камера не сохраняет исходник.

77-сегментная система экспозамера отлично справляется со своей работой в большинстве ситуаций. Есть тенденция недодерживать снимок при съемке в ярко освещенных местах, но при этом K-30 неплохо защищает кадр от переэкспозиции.

Стабилизатор, дающий выигрыш приблизительно в 3 выдержки при съемке с рук, позволяет снимать при низкой освещенности даже с базовым зумом, не являющимся очень светосильным (18-55 мм, f/3.5-5.6).

С китовым объективом 18-55 mm f/3.5-5.6 DA WR автофокус работает точно и быстро. Но это утверждение верно на 100% для хороших условий освещения, при недостатке света AFстановится нерешительным и медлительным. Ситуация улучшается с DA 18-135 mm f/3.5-5.6 ED AL DC WR со встроенным ультразвуковым мотором, фокусировка становится не только более быстрой, но и более тихой.

Вывод

Новая любительская зеркалка Pentaxочень хорошо оснащена и приятна в использовании. Она предлагает продуманную эргономику, комфортное визирование, реактивность автофокуса, быструю серийную съемку, креативные функции, обстоятельный ручной контроль. К этому стоит добавить убедительную защиту от всех непогод, которая приобретает полный смысл только с соответствующим всепогодным объективом. Эта модель располагает замечательным потенциалом, который раскрывается полностью при использовании более определенного и менее шумного объектива, чем китовый 18-135 mmWR, и при условии съемки в Raw-формате с последующей обработкой файлов с ПО DigitalCameraUtility.

Учитывая привлекательную цену K-30, можно простить ей такие небольшие погрешности, как недостаточная автономия, шумность, пластиковый корпус, неповоротный экран и отсутствие разъемов HDMIи для микрофона.

CMOS 16,1 Мп 23,7х15,7 мм

Чувствительность

100-12800 ISO (расширение до 25600 ISO)

Формат файлов

Raw12 бит (PEF, DNG), Jpeg(4 уровня сэатия), Raw+ Jpeg

Видоискатель

пентапризма, 100% покрытие поля, увеличение 0,92х с объективом 50 мм, сменный экран NaturalBrightMatteШ, диоптрийная коррекция от - 2,5 до 1,5 D

7,6 см; 921000 точек

FullHD(1920x1080p) 30/25/24 к/сек.; HD(1280x720p) 60/50/30/25/24 к/сек.; VGA(640x480) 30/25/24 к/сек.; формат.MOV, сжатие AVIMotionJpeg, экспозамер и AFчерез главный сенсор CMOS

Карты памяти

Режимы экспозиции

P, Av, Tv, Sv, TAv, M, авто, сцены, 2 пользовательских

Выдержка

1600-30 сек,Bulb, синхровспышка 1/180 сек.

Габариты без объектива

97х129х72 мм

Вес (с батареей и картой)